Педагог-логопед — не просто школьный учитель, который занимается обучением детей, помогает им познать окружающий мир, стать личностью, всесторонне развитой и адаптированной к жизни в современном обществе. Специалист занимается профилактикой, диагностикой и устранением нарушений речи как у детей дошкольного, так и школьного возраста — чаще всего у младших школьников, но помощь может понадобиться и подростку. Нарушения речи могут возникнуть в результате травмы у ребенка или серьезной болезни. Сложные клинические случаи наблюдают медики, работа с такими людьми проводится в лечебно-профилактических учреждениях.
Кто такой логопед
Само происхождение термина восходит к греческим «логос» – слово и «пед» – ребенок, дитя. Логопед занимается устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики. От специалиста-дефектолога требуется умение не только исправить дефекты речи, но и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому педагог-логопед должен быть еще и психологом.
Чаще всего логопед-дефектолог занимается с детьми дошкольного возраста – потому что в этом возрасте обычно и проявляются речевые нарушения. Малыш может не выговаривать отдельные звуки (чаще всего – р, л, шипящие), заикаться или вообще не разговаривать. К отклонениям, требующим вмешательства специалиста, относятся также:
- дислексия – неспособность человека овладеть навыками чтения;
- дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.
Пускать на самотек, оставить без внимания такие нарушения нельзя: впоследствии у ребенка возможны задержки развития, проблемы с обучением в школе, психикой. Сегодня практически в каждом детском саду работает педагог-логопед, специалист наблюдает и за школьниками в начальных классах.
Логопеды работают в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях. В некоторых детских садах организуются специальные логопедические группы, где реализуется особая коррекционная программа занятий с детьми, имеющих речевые нарушения. К началу обучения в школе у большинства детей отклонения устраняются.
Логопедические занятия с детьми проводятся в группах и индивидуально. Группы малокомплектные – не более 3–6 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребенку.
В своей работе специалист руководствуется принципом «не навреди» – то есть все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства, индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом. Это включает:
- коррекцию произношения;
- развитие артикуляционной моторики;
- расширение, обогащение словарного запаса;
- развитие речевого и физического слуха;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В своей работе педагог-логопед тесно контактирует с родителями ребенка, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки). Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе – формирует предпосылки обучения грамоте.
Занятия проходят в игровой форме – это позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение, скованность. Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы.
Если у малыша проблемы с общением, медики и педагоги рекомендуют родителям показать его логопеду. Отлично помогают подготовке к школе специальные логопедические группы в детских садах, где дошкольник находится под наблюдением специалистов.