МКОУ СОШ №9 им. А.П. Гайдара
г. Кизляр
  • Заседание ШМО №4

    Собрание Литература Русский язык
    Тема: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».
    20 марта среда
    Заседание ШМО №4.
    Заседание ШМО №4

    Тема: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».

    1. Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.

    2. Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

    3.Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми.

    4. Анализ результатов учебной деятельности обучающихся за 3 четверть.

    5. Обмен опытом учителей по вопросу работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

    По первому вопросу выступилаСорокина Т.В..

    Для достижения новых результатов образования необходимы новые подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником (переход от позиции «я учу тебя» к позиции «мы с тобой учимся вместе"). Это означает, что каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

    Для решения данной проблемы необходимо использовать групповые формы организации учебного общения:

    •  групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);

    •  коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

    •  взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

    Формирование универсальных учебных действий учащихся в целях реализации ФГОС происходит в процессе системно - деятельностного обучения. Для этого подходят следующие технологии: проблемного обучения, технология оценивания учебных успехов, информационно-коммуникативные технологии обучения, технология сотрудничества.

    Использование технологии проблемного диалога позволяет стимулировать мотивацию учения; повышать познавательный интерес; формировать самостоятельность и убеждения.

    На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто  использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся.

    Классу предлагается практическое задание на новый материал, т. е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

    Учебник окружающего мира позволяет максимально реализовывать технологию проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

    При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

    1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

    2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

    3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

    Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

    Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, проектируется постановка перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

    Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

    -до начала чтения

    -в процессе чтения

    -после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

    1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

    2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т. е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

    Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

    3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

    Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

    Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

    При изучении предмета «Литературное чтение» развиваются следующие Личностные УУД:

    •  оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

    •  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    •  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    •  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки позволяет технология оценивания учебных успехов, которая направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания:

    У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

    Дети самостоятельно формулируют правила школьной жизни, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

    В зависимости от вида учебного предмета подбираю те задания, которые помогают более успешно сформировать необходимые действия учащихся.

    Универсальные учебные действия - это элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД. Внеурочная деятельность осуществляется на основании плана внеурочной деятельности и программ курсов внеурочной деятельности, разработанных в ОУ. 
    В составленном плане внеурочной работы должен быть представлен максимально широкий спектр видов деятельности для свободного выбора детьми.
    Реализация той или иной формы внеурочной деятельности не может планироваться и осуществляться только для обучающихся конкретного класса, поскольку такая организация воспитательного процесса нарушает её основной принцип - добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей и интересов.  Поэтому учащиеся разных классов входят в состав внеурочной деятельности. Это позволяет младшим учиться у старших, сотрудничать вместе, развивая коммуникативные способности.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий в учебной и внеурочной деятельности повышает качество знаний и формирует другие УУД.

    Подводя итог вышесказанному можно говорить о неразрывности процессов обучения и воспитания в формировании ведущих способов деятельности.

    По второму вопросу выступила Тимохина Л.Г. 

    Научить ребенка критически мыслить – одна из  задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как же научить ребенка мыслить, искать, думать? Как построить урок насыщенно, интересно и пробудить в ребенке желание думать?

             На базе  школ организуются и проводятся интересные семинары, мастер-классы, на которых педагоги демонстрируют свой опыт в решении данной проблемы. Кабинеты оборудуются всеми необходимыми техническими средствами. Одним словом, созданы все условия для достижения высоких результатов, но часто этих результатов мы не получаем. Желания учиться у детей все меньше, и уровень качества знаний обучающихся не повышается, а если и есть положительная динамика, то она незначительна. Я думаю, что ответ нужно искать в мотивации к обучению у учеников. Имеется ли вообще эта мотивация, а если имеется то, насколько она сформирована у учеников? Какие нужны условия, чтобы мотивация к обучению была устойчивой и не только внешней, но и внутренней? Все эти проблемы заставили меня задуматься и искать пути решения. И этот путь я нашла в применении на своих уроках технологии развития критического мышления. Основоположниками данной технологии являются американские педагоги: Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

             ТРКМ в корне меняет деятельность ученика, от привычки получать готовые знания и монотонно работать на уроке, к привычке самостоятельно «добывать» эти знания, активно использовать свой предшествующий опыт, к умению высказывать свою точку зрения, обоснованно отстаивать собственную позицию, обмениваться мнениями, как между одноклассниками, так и в диалоге с учителем. Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

    Основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

    - Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

    - Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

    - Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

    - Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

    Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

    • Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
    • Осмысление содержания (получение новой информации)
    • Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

             Первая стадия (фаза) - вызов. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

    На этом этапе можно использовать следующие приемы:

    1. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

    2. Верные – неверные утверждения

    3. «Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».                                         

    4. «Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

    5. « Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"

    ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

    Вывод:  информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

    Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

    Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

    Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

    Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

    1.Инсерт -  маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»

    V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

    - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

    + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

    ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

    Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.                                                

      2. Метод  « 6 шляп мышления»

    Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.                                                                                                                       

    Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

    Красная шляпа: эмоциональная.

    Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

    Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.

    Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.

    Зеленая шляпатворческая.

    Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

    Синяя шляпааналитическая.

    В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.

    Вопросы можно написать на шляпах!

    На этой стадии происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

    Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).  На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

    Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

    Деятельность учащихся:  учащиеся соотносят «новую» информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

    Возможные приёмы и методы: Заполнение схем, кластеров, таблиц.

    Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

    Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

    Ответы на поставленные вопросы

    Организация устных и письменных круглых столов.

    Организация различных видов дискуссий, диалогов.

    Написание творческих работ.

    Исследования по отдельным вопросам темы и т.д

    В результате применения технологии развития критического мышления учащихся изменяется отношение к урокам. Уроки из нудных и неинтересных становятся познавательными и захватывающими, изменяется отношение детей к собственным ошибками - они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Познавательная активность на высоком уровне. Ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше, чем требует учитель.

    Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

    По третьему вопросу слушалиЛомову О.Н.

             Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован… В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения.

    Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

    Урок-путешествие, который предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний.

    Урок-экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности.  

    Урок-ролевая игра. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения.

    Урок-игра. К такой категории уроков относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам.

    Урок-аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя (итоговый урок по разделу, итоговый урок при изучении материала)

    Урок-сказка. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется. 

    Интегрированный урок. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области.

             Главное - продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Для «сильных» учащихся необходимо готовить дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), давать задания, ограждающие от публичного осуждения и критики. Создавать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Стараться сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

    Для работы со слабо мотивированными и одаренными детьми может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Здесь опять не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

    Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности.

    Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

    Следующая технология- проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с одаренными и слабоуспевающими учащимися. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание.

             С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет учащимся, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

             Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

             Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.

    Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

    Ещё одна современная технология - технология “полного усвоения”.

    Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. В зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

    Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

    Важнейшими ключевыми установками формирования учебной мотивации считаю использование игровых и информационных технологий.

    Использование игровых технологий

       Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.      В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека.    Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность.  

    Дифференцированный подход означает определение количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

    Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.


    В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

     • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

     • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

     В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного  потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Для  полного раскрытия   таланта ребенка , необходимы кардинально новые технологии в образовании.  

      В работе с одаренными детьми  я  стараюсь использовать современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения.  Исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные.

    У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

        Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными и слабо мотивированными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику.  

    Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

    Возможности использования  компьютера  в преподавании широки:

     - использование компьютера при подготовке и проведении уроков; 
    - использование электронных учебников; тетрадей 
    - использование ресурсов сети Интернет; 

    Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках:

    1. Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.
    2. Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.
    3. Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

             Детей нужно знакомить с раннего возраста информационным и компьютерным технологиям, потому что наше будущее станет их настоящим, они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и Интернет не заменили реальную жизнь

             Хочется сделать вывод: нужно помочь детям вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность.

             Различные виды и формы образовательного процесса позволяют учащимся  развивать познавательный интерес в атмосфере творческого поиска, демонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществлять презентацию наиболее значимых личностных достижений.

    По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития ребенка становится проблемность.

    В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. При использовании традиционных методов обучения учителем, у одаренного ребенка нет возможности проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают монотонность, а иногда и отрешенность от всего

    Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся.

    Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

    Важно отметить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития.

    4. Слушализавуча начальных классовБунигину Н.Н. «О результатах школьного, муниципального мониторинга знаний учащихся за 3 четверть». Дан анализ результатов школьного, муниципального мониторинга знаний учащихся, использовались таблицы (Приказ прилагается).

    5. Выступила руководитель МО Ершова Ю.В.

    ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБО мотивированными детьми и детьми с высокой познавательной активностью

     1.   Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

    2.  Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял пройденный материал. Нельзя торопить его.

    3.   Каждый урок - продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со «слабоуспевающими» учениками.

     4.  Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

    5.  Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение. Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.

    6.  Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.

    7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение - главная составляющая любой методики. Только тогда получите и результат обучения.

    8.  Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.

    9.  Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните: спустя некоторое время их группа вновь разобьется - на способных, средних и «слабоуспевающих».

    10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учеба.

    Кроме того существуют некоторые другие правила, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не все могут освоить. Не убивай оценками в них человека.

    Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.

    Решение МО:

    1.Принять к сведению материал по вопросам «Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности», «Применение технологии развития критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе», «Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарёнными детьми»

    2.Учителям провести коррекциюбазы данных талантливых и одаренных учащихся.

    3.Продолжить работу по выполнению учебных программ за год в соответствии их календарно-тематическим планам, учитывая коррекцию.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie